О разъяснении отдельных положений закона №83-Ф3 от 08.05.2010г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Выдержки из письма Департамента образования Тульской области от 14.10.2010г. №29-01-11/4051.
8 мая 2010 года Президент России подписал федеральный закон №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Переходный период для введения закона составляет полтора года: с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
Суть закона применительно к системе общего образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. При этом для родителей и общественности повышается прозрачность расходования финансовых средств
Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме.
Финансирование образовательных учреждений в связи с введением нового закона уменьшиться не может. Принятие закона позволяет школам более эффективно организовать расходование средств. При этом школам не потребуется создавать сторонние организации (например, фонды), для проведения финансовых операций. Теперь школа сможет открыть счет в банке и получать все необходимые платежи именно на него.
Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учетом количества учеников, которые в нем учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения. При этом субъектом федерации на основании рекомендованных Минобрнауки России модельных методик устанавливаются нормативы финансирования на одного учащегося. Закон предусматривает персональную ответственность руководителей за качество работы и за порядок и эффективность использования финансовых средств.
Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.
В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
В 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 года и составят 1.76 трлн. рублей. Это составляет 4.4% ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям.
Таким образом, образование было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.
Закон о бюджетных учреждения сохранит бесплатное образование и приведет к повышению качества образовательных услуг.
«Закон о новых бюджетных учреждениях направлен на повышение качества образования, он дает достаточно большую автономию учреждениям в части распоряжения финансовыми средствами», - отметил М. Миклюшевский. Существующее в настоящее время финансирование по смете имеет 2 больших недостатка: у образовательных учреждений отсутствует мотивация к рачительному использованию государственных средств и 31 декабря денежные средства на счетах обнуляются, что не способствует повышению эффективности их использования.
«В целом, новый закон нацелен на повышение качества образования, и в школах и в вузах, во всех образовательных учреждениях. В конечном итоге наши дети получат более качественное образование и будут успешными в жизни», - подчеркнул В. Миклушевский.